ГАВОТ

ГАВОТ (Gavotte) – музыкальный танец определенной формы, появившийся в 17 в. и упрочившийся в качестве образца французской танцевальной музыки со времени Люлли. Гавот был всегда обычной принадлежностью сюиты 18 в. в качестве одной из ее частей, следовавшей преимущественно за сарабандой.

Его построение: alla breve (2/2) половина такта (2/4) за такт при общем двухтактном сложении, заканчивается всегда на сильном времени заключительного такта; темп умеренный; восьмые являются наиболее дробным делением нот.

1 Кб (68 слов)

ГАЙДН, (ФРАНЦ) ЙОЗЕФ

ГАЙДН, (ФРАНЦ) ЙОЗЕФ (Haydn, Franz Joseph) (1732–1809), австрийский композитор, один из величайших классиков музыкального искусства. Родился 31 марта или 1 апреля 1732 (данные о дате рождения противоречивы) в крестьянской семье в Рорау (область Бургенланд в восточной части Нижней Австрии). Его отец, Матиас Гайдн, был каретным мастером, мать, Мария Коллер, служила кухаркой в семье графа Харраха, владельца поместья в Рорау. Йозеф был вторым ребенком у своих родителей и старшим их сыном. Раньше считалось, что предки Гайдна являлись хорватами (которые в 16 в. 19 Кб (2551 слово)

ГАЛЕВИ, ЖАК ФРАНСУА ФРОМАНТАЛЬ ЭЛИ

ГАЛЕВИ, ЖАК ФРАНСУА ФРОМАНТАЛЬ ЭЛИ (Halévy, Jacques François Fromental Elie) (1799–1862), французский оперный композитор и педагог, родился 27 мая 1799 в Париже. В десятилетнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию, где занимался у Марии Керубини. Получив престижную Римскую премию (1819), преподавал в консерватории, а в 1830–1845 служил хормейстером в театре «Театр Итальен». Как композитор Галеви прославился благодаря своей опере Еврейка (La Juive, 1835), относящейся к жанру большой оперы, и музыкальной комедии Молния 1 Кб (98 слов)

ГАЛЛИ-КУРЧИ, АМЕЛИТА

ГАЛЛИ-КУРЧИ, АМЕЛИТА (Galli-Curci, Amelita) (1882–1963), итальянская певица (колоратурное сопрано), родилась 18 ноября 1882 в Милане. Искусство пения освоила в основном самостоятельно; дебютировала на оперной сцене в партии Джильды в Риголетто Верди (Трани, южная Италия, 1906), пела в Риме; в 1916 блестяще исполнила партию Джильды на сцене чикагского театра «Аудиториум». В 1920 Галли-Курчи была принята в нью-йоркскую труппу «Метрополитен-опера» и в течение 10 лет пела в Лакме Делиба, Богеме Пуччини, Травиате Верди, 1 Кб (97 слов)

ГАЛУППИ, БАЛЬДАССАРЕ

ГАЛУППИ, БАЛЬДАССАРЕ (Galuppi, Baldassare), по прозвищу «Иль Буранелло» (1706–1785), итальянский композитор. Родился 18 октября 1706 на острове Бурано (близ Венеции). Был известным исполнителем на клавире и автором сочинений для этого инструмента, однако наибольший успех принесли Галуппи сочинения в жанре итальянской комической оперы. В англоязычных странах имя Галуппи известно по стихотворению Р.Броунинга Токката Галуппи 1 Кб (105 слов)

ГАЛЫНИН, ГЕРМАН ГЕРМАНОВИЧ

ГАЛЫНИН, ГЕРМАН ГЕРМАНОВИЧ (1922–1966), русский композитор. Родился в Туле 30 марта 1922 в семье рабочего Тульского оружейного завода. Рано осиротел, скитался; с 1934 попал в Детский дом им. В.И.Ленина в Туле, где в возрасте 15 лет начал заниматься музыкой. В 1938–1941 обучался в Музыкальном училище при Московской консерватории (среди его педагогов были И.В.Способин, Г.И.Литинский), в 1944–1950 – в Московской консерватории по классам композиции Н.Я.Мясковского, Д.Д.Шостаковича (последний высоко ценил талант Галынина). 2 Кб (198 слов)

ГАРЛЕМСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

ГАРЛЕМСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ, расцвет афро-американской литературы и искусства в 1920–1930-е, отразивший рост негритянского национализма и расового самосознания.

6 Кб (604 слова)

ГАРМОНИКА

ГАРМОНИКА, название музыкальных инструментов нескольких типов. Стеклянная гармоника изобретена ок. 1762 Б.Франклином. Стеклянные бокалы, прикасаясь к краям которых кончиками пальцев исполнитель извлекал легкие, как бы неземные звуки, в результате усовершенствований превратились в стеклянные полушария, подобранные по высоте звучания и насаженные на ось, которая вращалась при помощи педали. Таким образом можно было легко сыграть мелодию и даже аккорды. 1 Кб (100 слов)

ГАРМОНИЯ

ГАРМОНИЯ, в музыке – одновременное звучание нескольких тонов. Гармония имеет дело с вертикалью и совместным звучанием тонов – в отличие от контрапункта (полифонии), который имеет дело с горизонталью и в котором отдельные голоса, хотя и подчиняются законам гармонии, прежде всего являются самостоятельными мелодическими линиями. В классических произведениях органично сочетаются приемы гармонии и полифонии, но, как правило, преобладает тот или иной стиль письма. Например, в прелюдиях из 6 Кб (645 слов)

ГАУК, АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

ГАУК, АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ 3 Кб (379 слов)