ФАГОТ

ФАГОТ, деревянный духовой язычковый инструмент с двойной тростью. Он был сконструирован приблизительно в середине 16 в. на основе старинного басового инструмента – бомбарды, или поммера, корпус которого был удлинен и для удобства исполнителя согнут пополам в форме шпильки (или буквы «U»). В течение следующего столетия, в период формирования современного состава оркестра, большинство многочисленных язычковых инструментов с сильным и грубым звуком, распространенных в эпоху Возрождения, вышли из употребления. 2 Кб (202 слова)

ФАЙЕР, ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ

ФАЙЕР, ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ (1890–1971), русский балетный дирижер.

2 Кб (191 слово)

ФАЛЬЯ, МАНУЭЛЬ ДЕ

ФАЛЬЯ, МАНУЭЛЬ ДЕ (Falla, Manuel de) (1876–1946), испанский композитор. Родился 23 ноября 1876 в Кадисе. Основным его учителем был Ф.Педрель, один из главных деятелей Ренасимьенто – испанского культурного возрождения. Музыка Фальи глубоко укоренена в национальной традиции. В ранних сочинениях композитора – например, в сюите Ночи в садах Испании (Noces en los jardines de España) для фортепиано с оркестром – ощущается также влияние французского импрессионизма. 2 Кб (140 слов)

ФАНК

ФАНК (Funk), направление современной популярной музыки. Сформировалось в 1960-х в США в результате слияния различных афро-американских стилей: ритм-н-блюза (rhythm'n'blues), соул (soul) и элементов джаза. Отцами-основателями и общепризнанными столпами фанка считаются Джеймс Браун, Джордж Клинтон (George Clinton) и Слай Стоун (Sly Stone) с группой «Слай энд зе фэмили стоун» (Sly and The Family Stone). 7 Кб (785 слов)

ФАНТАЗИЯ (в музыке)

ФАНТАЗИЯ (греч. phantasia – воображение). Инструментальная композиция весьма свободного построения; в ней, как выразился английский композитор и теоретик Т.Морли, «композитор ни к чему не привязан» (Морли имел в виду словесный текст). В 16 в. фантазия сочинялась, как правило, для лютни, клавира или инструментального ансамбля в полифоническом стиле, напоминающем стиль ричеркара или 2 Кб (169 слов)

ФАРРАР, ДЖЕРАЛЬДИНА

ФАРРАР, ДЖЕРАЛЬДИНА (Farrar, Geraldine) (1882–1967), американская певица, звонкое сопрано и яркая внешность которой сделали ее оперной звездой начала 1900-х годов. Фаррар родилась 28 февраля 1882 в Мелрозе (шт. Массачусетс). Училась пению у Эммы Терзби, совершила поездку по Европе, дебютировав в 1901 в Берлине в Фаусте Гуно. В Нью-Йорке она появилась впервые на сцене «Метрополитен-опера» в 1906, в Ромео и Джульетте Беллини. 1 Кб (136 слов)

ФЕДОСЕЕВ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

ФЕДОСЕЕВ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (р. 1933), русский дирижер. Родился в Ленинграде 5 августа 1933. Окончил Гнесинский музыкально-педагогический институт (1957; ныне Академия музыки имени Гнесиных) и аспирантуру Московской консерватории (1972). С 1959 – художественный руководитель и главный дирижер Оркестра народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевидения. 3 Кб (324 слова)

ФЕЙГИН, ЛЕОНИД ВЕНИАМИНОВИЧ

ФЕЙГИН, ЛЕОНИД ВЕНИАМИНОВИЧ (1923–2009), русский композитор, скрипач и дирижер.

4 Кб (419 слов)

ФЕЛЛОУЗ, ЭДМУНД ХОРАС

ФЕЛЛОУЗ, ЭДМУНД ХОРАС (Fellowes, Edmund Horace) (1870–1951), английский музыковед, священник англиканской церкви. Родился 11 ноября 1870 в Лондоне. Получил образование в Винчестере и Оксфордском университете, в 1894 был назначен викарием церкви св. Анны в Уондсуэрте и вскоре принял сан священника (1895). После 1900 стал младшим каноником и хормейстером часовни св. Георгия (1924–1927). Умер 21 декабря 1951 в Виндзоре.

1 Кб (113 слов)

ФИСГАРМОНИЯ

ФИСГАРМОНИЯ (гармониум, мелодиум), музыкальный инструмент, представляющий собой большую гармонику с механическими мехами и клавиатурой. Отличительной особенностью этого инструмента является свободно проскакивающий язычок – источник звука, заимствованный в Европе в конце 18 в. от шэна, китайского губного органа, состоящего из тыквы (резервуара) и вставленных в нее трубок с язычками. 2 Кб (177 слов)