Содержание статьи

    СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ранее Всероссийское Театральное Общество), общественная организация, объединяющая деятелей театра России. Первое объединение русских артистов создавалось как естественный отклик на условия жизни и творчества. 9 января 1877 было организовано «Общество взаимного вспоможения русских артистов». Его председателем был актер, режиссер, драматург А.Ф.Федотов, среди учредителей И.С.Тургенев, А.Н.Плещеев, Д.В.Григорович, А.А.Краевский и др. Задача Общества – поддержка нуждающихся членов на началах взаимопомощи, сплочение российской художественной интеллигенции. Не менее важным было определение просветительских задач – Общество не могло заниматься только благотворительной деятельностью, игнорируя многообразие и остроту проблем, стоящих перед русским театром. В начале 1883, ввиду отсутствия средств, Общество было закрыто, а оставшиеся средства переданы организованному в том же году, по инициативе М.Г.Савиной «Обществу для пособия нуждающимся сценическим деятелям». Тогда же сложилась рабочая структура – Совет Общества. В 1890 В.П.Далматовым был внесен проект нового устава, который после доработки был принят. Основной задачей Общества новый устав провозгласил содействие всестороннему развитию театрального дела и защиту профессиональных интересов работников театра. В 1894, исходя из ответственности за состояние русской культуры и необходимости расширения задач, стоящих перед единственной организацией театральных деятелей, Общество было реорганизовано и стало называться «Русским театральным обществом» (РТО). Одна из главных его задач – серьезное изучение состояния театра в России. С этой целью в Москве 17 ноября 1897 Общество открыло театральное бюро – биржу театрального труда, финансируя ее деятельность. РТО, высоко оценивая просветительное и художественное значение театра, оказывало влияние на самосознание провинциальных артистов, способствуя их единению, пониманию ими общественного значения профессии, подготовило общественное мнение к необходимости проведения 1-го съезда сценических деятелей, состоявшегося 9 марта 1897. Глубокий анализ состояния театрального дела в России был сделан Председателем Совета РТО А.А.Потехиным. На съезде выступили П.Д.Боборыкин, А.И.Южин, А.П.Ленский. Поднимались серьезные проблемы русской сцены: репертуар, создание постоянных трупп, воспитание руководителей театров (режиссеров), состояние театральных школ, защита театров от произвола цензуры. Съезд предложил долговременную программу переустройства театрального дела. Само РТО находилось в трудных финансовых условиях, не имело постоянных источников дохода для своей деятельности. В поисках выхода Совет РТО направил просьбу Николаю II принять «Русское театральное общество» под августейшее покровительство. После положительного ответа РТО с 1904 стало называться «Императорским Русским театральным обществом». Это вызвало разногласия внутри Совета. Из него вышла В.Ф.Комиссаржевская. Группа деятелей театра, среди которых были Вс.Мейерхольд, Ф.Корш, И.Собольщиков-Самарин, К.Марджанов и др., потребовали проведения чрезвычайного общего собрания членов РТО, которое состоялось 22–28 марта 1905. Было принято решение об объединении сценических деятелей в Союз. 10–11 марта 1906 был учрежден «Всероссийский Союз сценических деятелей», в состав его временного правления вошли А.И.Южин-Сумбатов, В.И.Качалов, Ф.И.Шаляпин, К.С.Станиславский, М.Н.Ермолова, Ленский, Н.Н.Синельников. Своей целью Союз ставил поднятие театрального дела в России и улучшение положения сценических деятелей.

    По Уставу Союз числился при РТО, деятельность Союза и РТО были тесно связаны. Московская ревизионная комиссия, в которую входили Станиславский, О.А.Правдин и Синельников, не только констатировала, что Театральное общество окрепло, приобрело опыт и влияние по всем вопросам административной, этической и посреднической деятельности, но выражалась надежда, что оно возьмет в свои руки инициативу по упорядочению художественной стороны русского сценического искусства, т.к. «в этом заключается главная и конечная цель Общества». Усилилось влияние РТО на провинциальный театр, чему способствовало создание местных отделов, которые к 1915 существовали в Астрахани, Воронеже, Калуге, Тамбове, Иркутске, Самаре и др. городах. Пришло понимание необходимости активно воздействовать на художественный уровень спектаклей, сосредоточить внимание на профессиональных проблемах. В эти годы поиска путей и форм работы огромный вклад в деятельность РТО внесла Мария Гавриловна Савина, которая с 1913 по 1915 была председателем РТО. Последняя ее акция – подготовка Съезда деятелей Народного театра, который состоялся в конце 1915, уже после ее смерти. В 1916 председателем Совета РТО была избрана А.А.Яблочкина.

    В марте 1917 состоялся V съезд РТО. К этому времени Общество обладало всеми правами и возможностями профессиональной, правовой и социальной защиты своих членов. Финансовые средства формировались из членских взносов, доходов от банковских операций, из пожертвований, отчислений от доходов театров, государственных субсидий. Съезд подтвердил приверженность Общества своей основной задаче: защите прав актера и созданию необходимых условий для его работы, а также всемерному содействию духовному развитию членов общества. Временное правительство подвергло пересмотру статус РТО: наряду с общественными на него были возложены и государственные функции.

    В 1919 А.В.Луначарский утвердил «Положение о Русском театральном обществе», согласно которому часть прав оставалось за Обществом, а значительная часть, включая регистрацию контрактов и контроль за их соблюдением, отходила государству. 19 июля 1923 Народный комиссариат внутренних дел утвердил Устав РТО. В связи с созданием в 1919 Профсоюза работников искусств (РАБИС) у РТО были отняты права и функции профсоюза. Общество смогло активизировать творческую работу и расширить социально-бытовую помощь. К 1920-м годам относится формирование сети производственных предприятий и мастерских РТО, которые станут материальной и финансовой основой деятельности организации. 10 февраля 1933 был принят новый устав, по которому РТО было переименовано во «Всероссийское театральное общество». Председателем Президиума ВТО была Яблочкина, с 1962 по 1986 его возглавлял М.И.Царев.